ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЁННОГО ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Основная часть – 90 минут
1. Воинский коллектив, его особенности и критерии сплоченности.
2. Условия формирования сплоченного воинского коллектива.
1
Одной из основных особенностей военно-профессиональной деятельности военнослужащих является то, что она всегда носит коллективный характер. Сложная современная боевая техника и вооружение предполагают коллективное обслуживание. Победа в современном бою достигается лишь за счет коллективных усилий, за счет координации действий всего личного состава.
Военнослужащие в ходе совместной деятельности объединяются в различные социальные группы. Между их членами осуществляются постоянное общение, контакт, взаимодействие. На их основе возникают разнообразные социально-психологические (внутригрупповые) явления. Однако не всякая группа может рассматриваться в качестве коллектива. Главны критерием коллектива является наличие у группы социально значимых целей.
Коллектив — это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенных общими целями, совместной социально полезной деятельностью.
Советский педагог и писатель А.С. Макаренко считал, что о коллективе можно говорить только тогда, когда люди объединены в рамках деятельности, полезной для общества. Коллектив также отличает особый тип отношений — ответственной социальной связи и товарищеского сотрудничества. Именно это обуславливает возможность влияния коллектива на отдельную личность.
Воинский коллектив — высооорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, учебные, боевые и другие задачи. Эта группа может входить в состав подразделения и называться первичным коллективом, если речь идет о боевом расчете, экипаже или взводе, либо вторичным коллективом, когда имеется в виду рота или батальон.
В своем формировании воинский коллектив проходит определенные стадии. Выделяют три основные стадии развития воинского коллектива: социального единства, войскового товарищества и социальной зрелости.
Первая, начальная, стадия развития воинского коллектива характеризуется тем, что на данной стадии военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и иных задач. На этом этапе, как правило, возникают определенные трудности в сплочении коллектива. Бывают случаи, когда группа, в основном небольшая, состоящая из недисциплинированных, негативно настроенных к службе солдат (матросов), становится источником неуставных взаимоотношений и препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива. Поэтому комндир подразделения должен постоянно контролировать процессы, происходящие на этой стадии, и принимать непосредственное участие в сплочении коллектива.
На стадии войскового товарищества, как правило, авршается процесс взаимного изучения, устанавливаются отношения между военнослужащими, стабилизируется структура коллектива, которая включает коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки.
На этой стадии развития воинского коллектива командир должен скорректировать свой стиль упраления. Если на первой стадии командир (офицер) воспринимается коллективом как внешняя по отношению к нему сила, то теперь он должен стать руководителем, который умело сочетает требовательность, единоначалие с заботой о подчиненных и опорой на коллектив. Командир должен активно использовать в своей работе традиции подразделения, части (корабля): боевые, служебные, спортивные, бытовые. Они должны стать привычными нормами поведения большинства военнослужащих и способствовать достижению высоких результатов в службе.
На третьей стадии развития воинского коллектива, стадии социальной и боевой деятельности, достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций у подавляющего большинства членов воинского коллектива. Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости, резко снижается конфликтность во взаимоотношениях. В коллективе, достигшем данной стадии своего развития, преобладает здоровый социально-психологический климат.
Воинский коллектив содержит сложную совокупность внутри коллективных социаьно-психологических явлений и процессов. К ним относят прежде всего социально-психологический климат. Под ним понимается характер социальной и нравственной атмосферы в коллективе, его морально-психологическое состояние. В структуре социально-психологического климата выделяют две основные составляющие: отношение военнослужащих к выполнению своих служебных обязанностей и их отношение друг к другу. В свою очередь отношения друг к другу подразделяются на отношения по горизонтали (между военнослужащими, не находящимися в отношениях руководства-подчнения: рядовой — рядовой, старшина — старшина) и отношения по вертикали в системе руководства — подчинения.
Во взаимоотношениях военнослужащих выделяют несколько сфер: служебную, общественно-политическую, неслужебную (бытовую).
Служебные отношения — важнейшая основа взаимодействия военнослужащих в бою, при выполнении сужебных обязанностей, в повседневной жизни. Система данных отношений в воинском коллективе предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей. Эти отношения официально закреплены в организационной струкуре воинского коллектива, заданы в руководящих документах: законах, приказах, уставах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодействуют конкретные люди, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных.
Система межличностных отношений, оказывающая исключительно большое влияние на поведение военнослужащих в коллективе, складывается порой стихийно. Однако ввиду своей большой значимости для решения служебных задач она нуждается в постоянном управлении со стороны командира подразделения.
В процессе межличностных отношений в воинском коллективе возникают и развиваются социально-психологические явления, которые непременно должны являться предметом изучения и воздействия соответствующих командиров (начальников).
Одно из таких явлений — стремление личности к самоутверждению. Самоутверждение личности — это ее стремление занять определенную позицию в системе отношений в воинском коллективе, которая обеспечивала бы ей уважение, признание, помощь или защиту. Однако следует иметь в виду, что в связи с самоутверждением личности в коллективе могут возникать разнообразные ситуации, отражающиеся не только на одной личности, но и на коллективе в целом, на его сплоченности, эффективности его действий. В процессе самоутверждения в коллективе могут, например, стихийно складываться группы негативной направленности, которые могут любой ценой стремиться занять лидирующее положение. Возникновение такого социально-психологического феномена воинского коллектива, как «дедовщина», прежде всего связано со стремлением к самоутверждению. В связи с этим работа командира подразделения по оказанию помощи своим подчиненным в самоутверждении яляется одним из существенных элементов руководства воинским коллективом.
Другим социально-психологическим явлением, которое характерно для воинского коллектива, является коллективное мнение. Суть коллективного мнения заключается в том, что не только конкретный человек (например, командир подразделения) влияет на коллектив, но и воинский коллектив влияет на формирование личности человека. Для большинства людей мнение окружающих в отношении себя очень важно, поскольку носит оценочный характер. Испытывая на себе коллективную оценку, военнослужащий осмысивает свое место в коллективе, вырабатывает правила своего поведения в нем.
Коллективное мнение отражает принципы организации коллектива. Для воинского коллектива такими принципами являются честность, готовность выполнить свой воинский долг, товарищеская помощь и взаимовыручка. Командир при проведении воспитательной работы, других видов и форм работы с подчиненными, всегда должен учитывать и использовать коллективное мнение. Однако следует иметь в виду, что коллективное мнение может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на личность военнослужащего.
Так, например, одни военнослужащие (как правило, подавляющее большинство) оценивают поступки своих сослуживцев исходя из норм и правил, установленных законами и воинскими уставами, другие же пользуются для этого личностными, не всегда правильными критериями. Поэтому на практике может случиться так, что в повседневной жизни, например на общем собрании военнослужащих, вдруг обнаруживаются два мнения: одно официальное, внешнее, и другое внутреннее, неофициальное, но нередко очень действенное, распространенное в среде межличностных отношений военнослужащих.
В интересах повышения боеготовности, укрепления порядка и дисциплины в частях и подразделениях командиры всех степеней должны учитывать и умело использовать силу общественности, создавать обстановку нетерпимого отношения к нарушителям воинской дисциплины. Каждый офицер как руководитель коллектива должен постоянно формировать коллективное мнение, повышать его действенность, не допускать двойственности и стремиться сделать его единым и правильным.
Еще одним, не менее значимым социально-психологически явлением, характерным для воинского коллектива, является коллективное настроение. Оно выражается в совместном переживании тех или иных событий, фактов и в свою очередь усиливает чувства отдельных военнослужащих. Поэтому практическое значение коллективных настроений велико. Они влияют на работоспособность, поведение, служебную деятельность военнослужащих. Одни настроения (энтузиазм, вера в успех дела, увлеченность, приподнятость) способствуют успеху деятельности коллектива, другие же (состояние упадка, неверие в свои силы, скука, обида или недовольство), напротив, резко снижают эффективность деятельности и возможности воинского коллектива.
Коллективные настроения оказывают сильное влияние на поведение воинов, отражаются на уровне дисциплины и организованности частей и подразделений, на эффективности воинского труда.
Неотъмлемой астью социально-психологического климата воинского коллектива служат коллективные традиции. По мнению А.С. Макаренко, традиции являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое, а также придает ему своеобразие и неповторимость. Роь традиций воинского коллектива в воспитании личности военнослужащего чрезвычайно высока, поскольку человек постепенно, часто незаметно для себя усваивает привычки, нормы поведения, представления об общественном бытии, характерные для его социального окружения, конкретного воинского коллектива. Каждый командир обязан проявлять заботу о формировании традиций своего подразделения, всячески поддерживать и развивать уже сложившиеся положительные традиции, умело использовать их возможности для обучения и воспитания своих подчиненных.
Современный офицер должен знать особенности воинского коллектива, коллективной психологии и умело использовать эти особенности в практике руководства подразделением и воспитания своих подчиненных.
2
Вооруженные силы в соответствии со своим общественным предназначением обладают специфической организацией. Служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру взаимоотношений в воинских коллективах. Их принято оценивать как соответствующие ли не соответствующие уставным нормам. Каждый командир (офицер) обязан стремиться к установлению в воинском коллективе правильных уставных взаимоотношений, так как они в большой степени способствуют решению задач, стоящих перед воинским подразделением.
Уставные взаимоотношения — это отношения, соответствующие требованиям, изложенным в воинских уставах. Причем в уставах как в документах, регулирующих взаимоотношения военнослужащих, находят свое выражение моральные принципы общества в целом. Но эти принципы одновременно являются и правовыми нормами поведения военнослужащих.
К числу принципов взаимоотношений военнослужащих относится принцип единоначалия и строгой субординации. Вместе с тем большое значение воинские уставы отводят принципу коллективизма во взаимоотношениях военнослужащих. Уставы обязывают военнослужащих дорожить войсковым товариществом, помогать товарищам словом и делом, удерживать их от недостойных поступков, не щадя своей жизни, выручать их из опасности.
Однако уставы не могут предусмотреть всех возможных ситуаций. В частях и подразделениях, в различных сферах взаимоотношений военнослужащих складываются и развиваются самые разнообразные отношения, которые возникают стихийно и часто официально не регламентируюся. Поэтому взаимоотношения в воинском коллективе требуют постоянного внимания командира, знания им особенностей отношений между всеми категориями военнослужащих.
При организации служебных отношений командир всегда должен иметь в виду, что между начальниками и подчиненными очень важно взаимное доверие. Для достижения победы в современном бою необходимо, чтобы каждый военнослужащий глубоко понимал замысел и требования командира, проникся чувством доверия к нему, к своим боевым товарищам, был постоянно готов к самостоятельным и активным действиям. Успех боевых действий немыслим и без веры командира в своих подчиненных, в их силы и решимость до конца выполнить боевую задачу.
Значимость доверия заключается в том, что оно повышает у военнослужащего чувство собственного достоинства, стимулирует личность к самовоспитанию, порой становится решающим фактором перевоспитания отдельных военнослужащих. Доверие не имеет ничего общего с попустительством военослужащим, недобросовестно относящимся к своим обязанностям. В свою очередь недоверие начальника к подчиненным проявляется в опеке и подмене подчиненных при выполнении ими своих обязанностей, в игнорировании нижестоящих начальников.
Отношения субординации должны характеризоваться доброжелательностью, которая побуждает подчиненных быть откровенными и искренними с начальником, способствует внутреннему принятию требовательности командира. Доброжелательность, простота и доступность формируют в коллективе положительное отношение к службе, уважение к начальникам и старшим, усиливают действенность командирской требовательности. Напротив, недоброжелательность к подчиненным резко снижает эффективность воспитательных воздействий начальника.
В отношениях начальника с подчиненными недопустимо высокомерие. Внешне это выражается в манере и тоне разговора с людьми, в подчеркивании своего служебного, а иногда и личностного превосходства, в обособлении и создании для себя особых привилегий. Высокомерие, как правило, выливается в грубость и нетактичность отдельных офицеров и сержантов (старшин). Грубость к подчиненным влечет серьезную опасность, так как она наносит ущерб формированию положительного отношения к воинской службе, создает предпосылки утраты авторитета начальников, возникновению нездоровых отношений в коллективе. Грубость командира неизбежно порождает в коллективе напряженность и конфликты, поэтому он не имеет права проявлять грубость по отношению к подчиненному, даже если подчиненный ему несимпатичен.
При организации служебных отношений командиру особое внимание необходимо уделять взаимоотношениям рядовых и сержантов (стршин). В отличие от офицеров сержанты (старшины) не имеют перед подчиненными значительного возрастного преимущества, а значит, и преимущества в жизненном опыте, они могут лишь незначительно превосходить своих подчиненных в служебном опыте. К тому же они по сравнению с офицерами менее подготовлены в педагогическом отношении, не всегда способны найти правильный подход к людям, рационально использовать дисциплинарные права. Они более подвержены воздействию мнения солдат, нежели офицеры. Все это затрудняет завоевание сержантами (старшинами) авторитета реди своих подчиненных.
В интересах успешного формирования воинских коллективов, повышения боеготовности подразделений офицеры должны постоянно заботиться об укреплении авторитета сержантов (старшин), повышении их педагогической подготовки, обучать их работе с подчиненными.
Еще одним направлением формирования воинского коллектива является деятельность командиров по формированию отношений между рядовыми военнослужащими, поскольку особенности этих отношений оказывают непосредственное влияние на их поступки, поведение, отношение к воинской слжбе и в конечном итоге на боевую готовность подразделения.
Как правило, между солдатами (матросами) складываются взаимные симпатии, утверждается дружба, братство, забота о товарищах. Вместе с тем во взаимоотношениях рядовых военнослужащих могут наблюдаться и отклонения от уставных норм. Это обусловлено целым рядом причин. Так, будучи равными по правовому положению, рядовые военнослужащие объективно выполняют в коллективе различные служебные и иные роли, что обусловлено сроками службы, отношением к обслуживаемой технике и вооружению, специальной подготовленностью, социологическими и психологическими особенностями самих воинов и т. д. Все это не может не отражаться на их взаимоотношениях. Например, в тех подразделениях, где самоутверждение старослужащих солдат и матросов протекает стихийно, разница в сроках службы может стать предпосылкой возникновения у отдельных военнослужащих позиции превосходства, стремления занять командное положение, подчинить своему влиянию молодежь. Это часто приводит к конфликтам в воинских коллективах, серьезно влияет на их сплоченность и эффективность деятельности. Поэтому командир подразделения постоянно должен контролировать процесс формирования отношений рядовыми военнослужащими.
Следует также иметь в виду, что в воинском коллективе всегда существуют стихийно складывающиеся малые группы солдат и матросов. Они формируются на основе межличностных отношений, общих полезных целей и инересов, имеют своих едущих и ведомых и различаются по своей направленности. Ведущие в этих группах не демонстрируют какого-то превосходства и во всем помогают товарищам. Положительно направленные группы благоприятно влияю на остальных сослуживцев, задают тон в добросовестном отношении к службе, способствуют общему успеху коллектива. Групповое мнение здесь в основном совпадает с мнением всего коллектива.
Вместе с тем возможно формирование и отрицательно направленных групп. В основе образования таких групп лежит, как правило, стремление отдельных военнослужащих к нарушениям воинского порядка, недовольство требовательностью командиров, личные симпатии и т. п. В этих группах одни, так называемые вожаки или лидеры, занимают позицию активного преобладания, давления на раных по службе, другие — позицию подчинения, приспособленчества, зависимости. Отрицательно направленные группы негативно влияют на формирование и деятельность воинского коллектива. Командир подразделения постоянно должен контролировать процесс формирования малых групп военнослужащих и складывающихся в них отношений.
Одним из условий сплочения воинского коллектива является формирование правильного коллективного мнения. Коллективное мнение — явление весьма динамичное. В динамике его становления и развития различают ряд этапов.
На первом этапе военнослужащие непосредственно переживают событие, явление, оценивают его. Это этап индивидуальной оценки.
На втором этапе они обмениваются своими чувствами, взглядами и оценками. С момента обмена мнениями, дискуссий и обсуждений начинается процесс становления коллективного мнения.
В дальнейшем, на третьем этапе, различные мнения объединяются вокруг основных точек зрения по предмету обсуждения, и в процессе дискуссии формируется общее мнение воинского коллектива.
Надо иметь в виду, что полное единство коллективного мнения наблюдается редко. При этом степень зрелости мнения бывает различной. Поэтому командир подразделения всегда должен проявлять заботу о формировании единой, правильной, зрелой точки зрения коллектива на те или иные события. Добиться этого вполне возможно, поскольку коллективное мнение явление управляемое и организуемое.
Главным условием для формирования общественного мнения служит способность командира влиять на взгляды и мнения конкретных военнослужащих. При этом важно не упустить момент, когда люди начинают непосредственно переживать то или иное событие, пытаются его ценить. Именно в это время у одних зарождаются правильные, а у других ложные взгляды. Возникшие ложные взгляды могут быстро закрепиться, поэтому необходимы профилактические мероприятия. Важно учитывать, что каждое одиночное мнение, особенно если оно соответствует общему состоянию военнослужащих в группе, может быстро стать групповым или коллективным, иногда даже в том случае, если оно противоречит собственному мнению многих членов коллектива.
Формирование правильного, зрелого мнения по конкретному вопросу начинается с постановки перед коллективо общих целей и задач и постановки конкретных задач коллективу в целом и каждому военнослужащему в отдельности. Важным моментом является ясное и открытое обоснование этих требований, разъяснение их смысла и значения. Особое внимание следует уделять борьбе с ложными взглядами, для чего необходимо персонально работать с воинами, имеющими и предъявляющими их, а также с их ближайшим окружением для перестройки их взглядов, снижения их возможного негативного влияния на формирование правильного, зрелого мнения воинского коллектива.
Сплочению воинского кллектива способствует установление в нем позитивных коллективных настроений.
Коллективное настроение – это совместные переживания, овладевшие значительной частью коллектива. Командиру следует иметь в виду, что настроения — это один из самых подвижных элементов психики человека. Они могут быстро распространяться внутри воинского коллектива, возникая у одних военнослужащих, «заражать» других. При этом положительный и отрицательный примеры могут распространяться в коллективе с одинаковой быстротой.
Коллективное настроение не только весьма динамично, но и обладает большой побудительной силой, способной многократно усиливать не только чувства людей, но и их энергию, деятельность. Оно ярко проявляется в условиях воинского коллектива, где на него оказывают воздействие следующие обстоятельства: напряженность воинского труда, опасность боевой обстановки, романтика подвига и т. д.
Роль и значение коллективных настроений трудно переоценить, поскольку только в сочетании с определенными эмоциональными состояниями в полную силу проявляются знания, умения и боевые навыки как отдельных военнослужащх, так и всего коллектива. Отрицательные же групповые настроения (уныние, подавленность, отчаяние, страх) снижают, расстраивают, а иногда могут парализовать как индивидуальные действия военнослужащих, так и эффективность, слаженность целого воинского коллектива.
Командиру подразделения необходимо постоянно знать особенности коллективных настроений, их проявления, степень влияния на коллектив и на отдельных военнослужащих, а главное, умело управлять коллективными настроениями.
Еще одним значимым явлением в формировании сплоченного воинского коллектива и в его деятельности являются традиции. радиции весьма многообразны и многочисленны. По содержанию традиции могут быть боевыми, служебными, трудовыми, спортивными и др., по сферам проявления — моральными, правовыми, религиозными и др., по принадлежности к различным общностям людей — национальными, профессиональными, возрастными, коллективными и др.
Для Вооруженных Сил наиболее значимы боевые традиции. Боевые традиции — это исторически сложившиеся правила и обычаи, побуждающие военнослужащих образцово, с честью и достоинством выполнять свой долг перед Родиной. Эти традиции возникли и сформировались на полях сражений и несут в себе отпечаток мужества и героизма многих поколений защитников Родины.
Существуют и другие традиции, которые присущи большинству воинских коллективов, такие как спортивные, трудовые и т. п. Умелое использование этих традиций в обучении, воспитании подчиненных, способствует сплочению воинских коллективов, позволяет добиться высоких результатов в повышении результатов служебной деятельности, боевой подготовки и боеготовности подразделений.
Воинский коллектив — это весьма сложный механизм, который живет и развивается по своим специфическим законам. Знание закономерностей развития, особенностей формирования и сплочения воинского коллектива позволит командиру успешно решать задачи по укреплению и повышению его боеготовности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *